ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ – СТОУРХЕД

 

Итак, утро было весьма хмурым, и даже накрапывал небольшой дождик, но билеты куплены, планы большие и с надеждой, что за пределами Лондона погода будет лучше, прибываем на вокзал Ватерлоо. Ехали на поезде почти 2 часа, успели позавтракать и вздремнуть. Станция Гилинхем встречает нас пасмурным небом, но без дождя, что уже просто замечательно, без труда находим автобусную остановку, смотрим расписание, находим некое сходство с нашим из интернета, успокаиваемся и ожидаем автобуса. Из расписания видим, что нам слегка не повезло, т.к. еще некоторое время назад этот автобус ездил прямо до парка.

Небольшой автобус довез нас минут за 40 до нужного нам места. Кроме того, водитель специально остановил не на остановке, а чуть раньше и показал дорогу, которая ведет к парку. После расстояний Стоу этот путь показался нам очень быстрым и неутомительным, и где-то через полчаса мы были на месте.

Стоурхед - один из самых своеобразных парков Англии, в нем воплощен замысел художника-любителя Генри Хора. Он преобразовал, как вспоминали современники, один из самых унылых ландшафтов Англии. Павильоны здесь так прекрасны, что неоднократно копировались не только в Англии, но и в других странах. Есть здесь миниатюрная копия римского Пантеона, храм Солнца, Сельская хижина, храм Флоры, Грот, Приют отшельника и башня Альфреда. Эти сооружения, а также украшавшие их скульптуры отличаются высокими художественными достоинствами, не всегда свойственными парковым «малым формам». Стоурхед — один из наиболее насыщенных павильонами и скульптурой парков Англии — тогда это было новинкой. Сейчас этот парк считается памятником всемирного значения.

И действительно, гуляя по парку сложно представить себе, что все это творение человеческих рук и фантазии. Абсолютно не верится, что все это великолепие создано на ровном месте: многие деревья сохранились со времени основания парка и большинство экземпляров являются редкими для Англии; были перекрыты ручьи и небольшие пруды, чтобы создать озеро, при прогулке вокруг которого открываются постоянно меняющиеся виды. Озеро имеет неправильную форму, напоминающую по форме карту Великобритании.

А вокруг озера размещены подражающие римским оригиналам бутафорские строения, вроде Пантеона и храма Аполлона. Все строения расположены в четко определенных точках. Хор намеревался воссоздать античную декорацию. Однако доминирующая над местностью церковь и воздвигнутый в 1764 г. Бристольский крест возвращают к христианству.

Колонны и фронтон Храма Флоры (1744 г.), который расположен на восточном берегу озера имеет надпись из Вергилия « Aeneid » ( Procul , o procul este , profani ): «Держись в стороне, держись же подальше, непосвященный». Это предупреждение, собственно и является ключом к пониманию композиции, поскольку обход территории представляет путешествия Энея и основание Рима в эпосе Вергилия. Позади грота, символизирующего собой ад, находятся крутые ступени. Фигура речного бога, который показывает путь вверх через ступени, заимствована с гравюры по меди, на которой бог Тибра указывает путь Энею. Оставив грот, попадаешь к Пантеону – намек на то, что Эней достиг Рима. По центру храма располагается статуя Геркулеса – символ физической мощи и моральной силы. Этот символ можно часто видеть в различных садах. В качестве 2-й темы варьируется тема Геркулеса у развилки дороги – популярный сюжет Ренессанса, представленный также на одной из картин из собрания Хора. Геркулес был вынужден выбирать между крутой тропой добродетели и удобным путем к удовольствиям и порокам. Также и посетителю приходится делать выбор между крутым зигзагом к храму Аполлона или пологим спуском, ведущим назад к озеру.

Здесь царит гармония, гуляя вдоль реки, видим, как ее извилистое русло и озера с бухтами и полуостровками создают новые и новые пейзажи противоположного берега, поросшего лесами и кустарниками. На пути вокруг озера ждут неожиданные открытия, вот например, на берегу стоит готический коттедж, а стоит посмотреть на противоположную сторону, и виден Храм Флоры, церковь с Бристольским крестом и живописная копию моста Винченца через реку Стоур, которая дальше протекает мимо искусственных гротов с нимфами, речными богами и спящей Ариадной.

Очень красивый вид открывается с возвышенной точки от храма Аполлона, чтобы туда подняться надо сперва пройти по темному-темному гроту, где большие компании любят пугать друг друга...Темно, сыро и только шаги слышны гулким эхом... бррр...

Интересная особенность парка – обилие прикормленных птиц, начиная от уток и заканчивая павлинами. Стоит зашебуршать каким-нибудь пакетиком или просто присесть на корточки, то тут же со всех ног к тебе бегут страждущие птички в надежде ухватить чего-нибудь, особенно комично выглядело, когда, неуклюже переваливаясь, к нам спешили несколько уток, а за ними тяжелой поступью мчался павлин, жаль только что еды у нас не было с собой.

Солнце в этот день так и не выглянуло, а значит, в следующий раз мы обязательно попадем сюда в солнечную погоду. С этой мыслью мы отправились в обратный путь к автобусной остановке.

 

Сайт создан в системе uCoz